Телемедицина: новое направление в украинских больницах

Прошло полгода с момента внедрения в Украине пилотного проекта «Телемедицина» в рамках медицинской реформы. Его основная цель — предоставить жителям отдаленных населенных пунктов доступ к лучшим областным врачам, оказывающих медицинские услуги по четырем нозологиям:

• сердечно-сосудистые
• эндокринологические
• болезни органов дыхания
• дерматологические

В проекте принимают участие 5 областей — Харьковская, Кировоградская, Винницкая, Днепропетровская, Полтавская, также постепенно присоединяются и другие регионы, среди которых — Киевская, Черниговская, Луганская, Донецкая, Ивано-Франковская, Николаевская и другие.

Более 35% украинцев живут в сельской местности, где доступность к медицинскому обслуживанию очень низкая. Поэтому внедрение возможности телемедицинского консультирования — крайне важный инструмент для обеспечения доступа жителей отдаленных населенных пунктов к качественным медицинским услугам.

Справка

Телемедицина — это направление медицины, а именно: комплекс действий, технологий и мер, применяемых при оказании медицинской помощи с использованием средств дистанционной связи посредством обмена электронными сообщениями (в случаях, когда расстояние является критическим фактором, например, в сельской местности).

Разница между телемедициной и скайпом / другим форматом видео-связи

В информационном пространстве есть немалое количество фейков, где сравнивается формат телемедицинских консультаций с общением по Скайпу. Однако пренебрежительная подача информации и искажение фактов ставят под сомнение эффективность формата дистанционной медицинской помощи и вызывает скептическое отношение к телемедицине в принципе.

Телемедицинская платформа и сервисы видео-связи похожи тем, что в обоих случаях изображение и звук передаются в реальном времени. Что касается организации телемедицинского пространства в Украине — то за этим стоят более серьезные процессы, чем коммуникация между врачом и пациентом перед экраном компьютера или другого гаджета. И хотя модель телемедицины в формате «врач-пациент» работает во многих странах мира, у нас это явление имеет несколько иную концепцию.

«Телемедицина в Украине — это исключительно о коммуникации между врачами. Семейный врач, терапевт или педиатр, которому нужна консультация специалиста более высокого уровня экспертизы по отдельному сложному случаю, должен иметь платформу, где он сможет выбрать специалиста, посмотреть чем он занимается, и записаться к нему на телеконсультацию как врач. Стоит отметить, что телемедицинское пространство создано не для оказания экстренной помощи, ведь для этого существует «скорая». Мы говорим о сложных случаях, когда у семейного врача и профильного специалиста есть время, когда оба могут планировать свои рабочие процессы. К тому же, в этой же платформе врач «первички» имеет возможность переслать данные больного. Специалист должен эти данные посмотреть, оценить и сделать в личной карточке пациента свои рекомендации. Это — либо обследование, либо да, нужно ехать на прием к специалисту в область «, — отмечает коммерческий директор ООО «Медстар Солюшенс» Сергей Розумный.

Кроме преодоления расстояния между пациентом и профильным специалистом, цель украинской телемедицины — возможность обращения к так называемому «second opinion» («второму мнению»). Это практика получения дополнительной консультации медицинского специалиста по результатам проведенных медицинских исследований с целью уточнения диагноза и плана лечения. Такая консультация представляет собой экспертную оценку состояния пациента, и осуществляется высококвалифицированным врачом определенной специализации. Это позволяет интерпретировать медицинские данные более точно и, соответственно, повышать качество диагностики и лечения. Кстати, эта практика активно развернута во всем мире. Наши медики тоже обращаются к коллегам за советом, отправляют фото / симптомы / справки / результаты анализов в мессенджере, но это — не телемедицина.

Одно из основных условий проведения телемедицинского сеанса — защита персональных данных пациента. Согласно ЗУ «Основы законодательства Украины о здравоохранении» врачебная тайна является информацией, которая охраняется Законом и не подлежит разглашению, кроме случаев, определенных законодательными актами. Несмотря на это, в настоящее время в Украине среди 17 МИС, подключенных к Электронной системе eHealth, только две обеспечивают защиту на необходимом уровне, то есть — с применением КСЗИ. Кстати, РИМС «Медстар» компании «Медстар Солюшенс» — одна из них.

Комплексная система защиты информации (КСЗИ) — это взаимосвязанная совокупность организационных и инженерно-технических мероприятий, средств и методов защиты информации (Википедия). Ее организация в учреждениях здравоохранения регламентирована соответствующими законодательными актами.

Семейный врач / терапевт / педиатр понимает — чтобы правильно установить диагноз и назначить дальнейшее лечение, он должен направить пациента к профильному специалисту. Чтобы больному не пришлось ехать со своей сельской амбулатории в районную больницу, на помощь и приходит функция телемедицинского консультирования.

Для полноценной телеконсультации семейным врачам и профильным специалистам необходимо иметь доступ к информации о пациенте. Оценить клиническую ситуацию специалист вторичного уровня медицины должен не только со слов коллеги. Для выяснения деталей и определения окончательного диагноза, ему нужно изучить результаты исследований и историю болезни, которые указываются в медицинской карточке пациента.
Например, семейный врач из небольшого поселка выбирает через электронный реестр профильного специалиста, возможно, из другого региона, дальше они согласовывают дату и проводят совместный прием. В это же время они оба имеют доступ к электронной медицинской карте пациента, вся информация там фиксируется и попадает в электронную систему здравоохранения eHealth (её администрирует государство). Таким образом Министерство здравоохранения ликвидирует бумажные формы отчетности, при этом медицинские сведения хранятся надежно и систематизировано. Это позволяет обращаться к ним в любое нужное время или при определенных обстоятельствах, а также — отслеживать ситуацию по регионам. Например, анализировать склонность к какой-то болезни жителей выбранной области, и принимать оперативные решения.

Как это работает?

Проведение полноценной телемедицинской консультации предусматривает наличие в медицинских учреждениях необходимого технического обеспечения. Прежде всего, лечебное учреждение должно быть оборудовано компьютерами — или хотя бы одним. Кстати, учреждения «первички» в Украине в этой части движутся довольно быстро — за год компьютеризация учреждений здравоохранения выросла с 3% до 97% (по крайней мере, такие данные приводит и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун ).

Следующий этап — установка в лечебном учреждении медицинской информационной системы (МИС), в которой, собственно, и фиксируются все данные о пациентах (без выполнения этого пункта больница не получит финансирование от НСЗУ).

Организовать настоящую телемедицинскую консультацию невозможно без модуля «Телемедицина». Это — специальная функция МИСов, благодаря которой врачи «первички» и профильные специалисты получают доступ к медицинской карточке пациента. Главное — чтобы обе стороны реализовали указанные пункты.

Еще одно условие для проведения полноценного телемедицинского сеанса — телеметрическая система. Сейчас украинские медицинские учреждения массово укомплектовываются оборудованием для телемедицинских консультаций. Мобильный диагностический комплекс представляет собой рюкзак с оборудованием, которое измеряет основные показатели здоровья. Эта информация автоматически попадает в облако и электронную карту пациента.

На фото – Мобильный диагностический комплекс IDIS 7500 компании «НМТ»

Для полноценного функционирования формата телемедицины и обеспечения доступа к профильным специалистам жителей отдаленных населенных пунктов, больницы всех уровней должны установить соответствующее оборудование. А сегодня в Украине на профильном рынке представлено только 4 компании, которые его поставляют. Несмотря на это, современные технологии в буквальном смысле «заполоняют» медицинские учреждения страны, а телемедицинские консультации постепенно набирают обороты.

Для понимания масштабов — всего за полгода компания «НМТ» оснастила 200 мобильными диагностическими комплексами лечебные учреждения в большинстве регионов Украины. Благодаря мобильному диагностическому комплексу IDIS 7500 и функционала РИМС «Медстар» за полгода проведено несколько сотен телемедицинских консультаций.

Зачем это врачам?

Сегодня медицинская реформа реализуется в учреждениях первичного уровня — ЦПМСП и амбулаториях, здесь деньги уже «пошли за пациентом». Это значит, что финансирование «первички» зависит от количества подписанных деклараций. Соответственно, заработная плата персонала растет, и в некоторых больницах достигает 15 000 грн. Поэтому интерес семейных врачей / терапевтов / педиатров подписывать больше деклараций — понятен.

Что касается вторичного уровня, где как раз и работают профильные врачи — то там трансформация еще не стартовала. Возникает вопрос — зачем тогда этим врачам участвовать в телемедицинских консультациях?
Согласно реформе, их финансирование будет зависеть от количества предоставленных услуг. А телемедицинский прием — это тоже услуга. Соответственно — будет иметь свой тариф.

«Смысл и ценность телемедицины в том, что специалисты на местах могут общаться со специалистами районного и областного уровней. Это и о качестве, и о деньгах. Мы пока не знаем, сколько НСЗУ будет готова платить врачу. Я предполагаю, что это будет +/- так же, как оплачивается обычный прием. Пока сложно спрогнозировать тарифы, но если НСЗУ готова платить за консультацию, например, кардиолога, 200 грн, то, скорее всего, за телемедицинскую такая же цена» — объясняет коммерческий директор ООО «Медстар Солюшенс» Сергей Розумный.

Правомерность телемедицинских консультаций

Телемедицинские консультации, консилиумы, телеметрия и домашнее телеконсультирование — основные направления развития здравоохранения в сельской местности. Это предусмотрено законом Украины «О повышении доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности».

«Семейный врач в сельской амбулатории и, например, кардиолог районной больницы, работают в одной электронной карточке пациента. То есть, специалист первичного звена показывает карточку с данными пациента профильному, и тот делает свое заключение в этой же карточке. Это означает, что консультация прошла юридически так же, если бы специалист приехал в клинику и выдал бы свою рекомендацию в письменном виде. Это как раз и есть полноценная телемедицинская платформа. Она позволяет делать эти выводы, потом их фиксировать, и затем к ним смогут обратиться пациент, врач, или третья сторона. «, — объясняет коммерческий директор ООО «Медстар Солюшенс» Сергей Розумный.

Когда в Украине будет создана телемедицинская сеть?

Благодаря тому, что украинские медицинские специалисты постепенно начинают понимать ценность дистанционных консультаций в системе здравоохранения, можно смело утверждать — телемедицине быть.
Отвечая на вопрос — когда медицинская помощь заработает полноценно, можно дать только один ответ — после реформирования вторичного и третичного звена. Именно тогда медицинские учреждения Украины смогут объединиться в телемедицинскую сеть.
Только когда телемедицина начнёт дополнять традиционную медицинскую помощь, количество спасенных жизней и довольных пациентов будет постоянно расти. А разработчики МИСов, в свою очередь, обеспечат комфортные условия работы врачей с современными технологиями в сфере здравоохранения.

Если хотите получать наши материалы на электронную почту, заполните форму:
[contact-form-7 404 "Не найдено"]

Похожие записи